to win or
not to win
(koi-8)

  Игорь Лебединский

(c) Igor Lebedinsky, 1998:)


Маленькое предисловие.   

    Что это за страничка? Эта страничка о правде и неправде, о дружбе и недружбе, о вере и невере, о любви и нелюбви... (Хорошо Стругацкие в свое время сказали!) Думаю, вы уже поняли о чем эта страничка - эта страничка о ниочем! Как так? Да просто так. :)
     Все, что вы прочтете на этой страничке полностью содрано со страниц "Клуба Любителей Фантастики"... хотя - нет! Не полностью! От туда взято только то, что относится к одному замечательному парню (если, он конечно парень... но об этом в другой раз :) - Игорю Лебединскому!
    Почему, ему посвящена целая страница? Да потому, что в своем развитии (в самом развернутом смысле этого слова) он ушел намного дальше многих из нас... Можно сказать, что он существует в другой плоскости моровоззрения. Читая его сообщения, обнаруживаешь, что они одинаково интересны и понятны даже вне контекста конференции.

Читайте...

Dr. Lion


Из конференции "Макс Фрай и его идеи I, II и III"


Date Message

04/02/98
Беседы с доном Джуффином

Здравствуйте. Макс Фрай - это огромное явление, вы не находите? Причем чем дальше, тем заметнее. Скоро, наверное, вокруг Фрая развернется настоящий психоз, покруче, чем толкиенизм в годы его рассвета. Я уже знаю людей, которые частенько совершают химические путешествия в Ехо, и утверждают, что на самом деле все совсем не так. Ой, что-то будет! А все потому, что Фрай пишет по-настоящему безупречно. Не в литературном смысле: им (ему, ей?) есть еще куда расти, а в смысле "кастанедовском". (Паралеллей и перпендикуляров проводить не буду, поскольку, во-первых, для знакомых с работами КК это очевидно, а во-вторых, я, кажется, чуть не перепутал конференции.) Пожалуй, работы Фрая - это первая удачная попытка воспользоваться Единственно Верным Учением в коммерческих целях (если, конечно, не считать самого автора Учения). Фундамент этой безупречности - см. "Власть Литературы", или как там... Удар наносится по всем указанным в В. Л. направлениям, и в скором времени можно будет выносить тела читателей, решивших поселиться в Ехо навсегда. Жестоко все это. Так что предлагаю нанести "удар возмездия", который, конечно, никого не спасет, но принесет некоторое моральное облегчение. Давайте раскроем личную историю так называемого Фрая! Кто он - Степин и Мартынчик? Знаменитый издатель Максим Крютченко? Или все же простой воин по имени Фрай? (Есть еще одна версия - Макс Фрай является группой весьма могущественнных переводчиков, числом до четырех, фамилии которых хитроумно зашифрованы в псевдониме.) С нетерпением жду разумных предположений и фантастических домыслов.


04/03/98
Этот двуликий Фрай

Константин! Истощение в книгах Фрая, по-моему, действительно наблдается - но только в той их части, которую можно назвать "дневной" - то есть, однообразные и заранее надоевшие описание блюд и напитков, несколько беззубый юмор и пр. Однако что касается стороны "ночной", пограничных состояний сознания...

Пытаюсь как-то поумерить восторги, но - не выходит! Все аспекты "потусторонней" деятельности сэра Макса, как-то: путешествия на Темную Сторону, работа со сновидениями, и много, много чего еще, - описаны с глубиной, невиданной в коммерческой литературе. Словно Фрая действительно делают два совершенно разных человека - причем друг другу они свои творения не показывают до последнего момента...

> Но в целом, если не искать в
> упомянутых пяти книгах высшей философии
> мироздания, не считать их судьбоносными
> и мироплагающими - очень приятное чтиво, да
> простят мне это слово.

"Судьбоноскость" лекго обнаружить в других книгах, где какая-либо концепция осмысляется и пережевывается. Возьмите, например, Пелевина... "Мирополагаемость" видна невооруженным глазом. У Фрая - другое. Его книги написаны ИЗНУТРИ этой концепции. То есть она уже усвоена и активно применяется.


04/04/98
Легко сказать...

> ... с третьей стороны, кого бы то
> ни было вредно читать подряд без перерыва -
> время от времени неплохо переключаться на что-то
> иное.

Так ведь нету ничего! Третью неделю не могу купить ни одной новой книжки, что же это такое происходит? Может быть, ЭТО уже случилось, а нас просто не поставили в известность? Хотя, вроде, сэр Макс обещал устроить Рагнарек только к началу лета...


04/03/98
И вовсе не прислонил!

Здравствуйте.

> ... Потом большинству
> надоели повторы, но неофиты-фэны все больше
> влезают в этот мир и каждая новая книга им -
> как доза.

Если кому надоели повторы - значит, Фрай в него просто не попал. Не сработала система наведения, описанная во "Власти Литературы". Тем же, кого зацепило по крайней мере по двум пунктам, кажется, будто каждая новая книга Фрая ГОРАЗДО сильней предыдущих. В прочем, по-моему, так оно и есть. 8-) С каждой новой книгой сужается радиус поражения, но убойная сила - нарастает.

> ... А Кастанеда и
> "Партийная организация и партийная литература"?
> Не обижайтесь, но вы их здесь скорее
> "прислонили". А псевдоним, раскрытый еще в
> "Лабиринте" - плохая замена
> "врачу-наркологу".

Под Единственно Верным я пытался иметь в виду, естественно, учение дона Карлоса. Виноват в невразумительности. Насчет псевдонима: вопрос, по-моему, все еще открыт. Судя по логике развития событий, "Степин и Мартынчик" - существа такого же порядка, что и сам сэр Макс. Иначе к чему бы издателям украшать обложку "Наваждений" столь странным высказыванием? А что касается "прислонений"... Временами поучения сэра Джуффина и приключения Макса так похожи на, соответсвенно, речи дона Хуана и путешествия в мире сновидений Карлоса, что кажется - не с той полки книжку взял...

С уважением, Игорь.


04/08/98
А вот и не все равно!

Здравствуйте, Вадим.

> "Шоу маст гоу" (c) Б.Шоу :) Мистификация требует > продолжения даже при нечаянном проколе на первом томе.

И это вы называете "нечаянным проколом"? Шутовское предисловие и четкий недвусмысленный копирайт? По-моему, это самоочевидно - всякий раз, встретив на обложке непонятную фамилию, люди смотрят именно на копирайт. Так что я бы назвал этот прокол плановым. Как, впрочем, и высказывание Максима Крютченко на обложке "Наваждений". Это, скорее, не мистификация, а игра в мистификацию. Ничуть не удивлюсь, если Фрай есть действительно Макс Фрай, и никто больше.

Хотя, конечно, гадать бессмыслено. Вспоминается рассказ Шекли "Лабиринт Редферна". Ловушка для мозга.

С уважением, Игорь.


04/19/98
Вот и сказке конец...

Здравствуйте.

Неужели кончается сказка? Я прочитал "Топи", и ко мне пришел вывод: история сэра Макса близится к завершению. Описываемая история.

В самом деле: куда ему расти дальше? Вообще-то есть куда, конечно, но - все это будет за пределами вербального описания. Детерменированность мира (миров), целостность взаимодействия "субъект-объект" является, на мой взгляд, непременным условием "описабельности". В последней книге авторы прошлись по самой грани распада "реальности" - что, с одной стороны, прекрасно, поскольку производит совершенно неповторимое впечатление, а с другой стороны - грустно. Поскольку: "мы стоим на грани пропасти, и нам необходимо сделать шаг вперед".

А вот цитата (первая из двух) из дневника Менина - это они зря. Ой, зря... Такая прямая ссылка "для особо понятливых"...


04/20/98
Грусть, уныние, апатия, суицид...

> Распад почти всего, что было сделано в предыдущих
> книгах.

А оно для того и было сделано, чтобы развалить. Единственное возможное развитие событий. В какую сторону не пойди - провал, распад наведенной реальности. Технология известная. Только очень уж скоро оно развалилось! Могло бы еще чуть-чуть постоять, впереди же - вечность...

Что касается грусти - тут действительно нет слов. Не знаю, у кого еще так получилось бы выразить "тоску бездомного сознания". Даже у самого К. К.

> Может «Рагнарек» следовало поместить
> в этой книге? А в следующей начать что-нибудь
> новенькое? Сомневаюсь, что в «Рагнареке» будет
> «веселее» чем в «Топях». Хотя - кто знает.

Что ты имеешь в виду - новенькое? Взять нового человека, совершенно другого по исходным данным (чтобы уменьшить количество повторов) и протащить его через ту же схему развития сознания? И чтобы он время от времени встречался с сэром Максом где-нибудь на нейтральной территории? Если так - то это будет превосходно, но что-то не верится...

Все-таки думаю, что если история будет продолжаться, то по другой схеме. Не случайно же введена линия короля Менина? Сэр Макс, оказывается, живет сразу в двух (или более?) мирах, в одном не помнит, что делает во втором... Или же из его грешной памяти выпали какие-то очень важные фрагменты предыдущих приключений, но со временем, когда будет готов, он их обязательно вспомнит и перепросмотрит под другим углом? Эти пресловутые "Гнезда" придерживаются не случайно, помяни мое слово...

Кстати, а что это за "Клуб Дубовых Листьев"? Знает кто-нибудь? И МОЛЧИТ?


04/22/98
Ну так!..

> Ну, Игорь, ты крут! Искренне завидую... Твои
> откровения напоминают мне старое определение, что
> "Из критических статей автор узнает, что именно
> он хотел сказать в своей книге"... ;-)))

а) Я не критик.

б) Тем не менее, книги, в которых совершенно очевидно, "что автор хотел сказать", я отдаю злейшим друзьям и забываю стребовать обратно. Неинтересно! Куда веселей, по-моему, городить высокомудрую ерунду вокруг хорошей, но НЕ СОВСЕМ понятной книги. (Причем, по мере горожения этой ерунды непонятного становится все больше. Вообще все совершенно непонятно.) Вот. За что ценю авторов вроде Фрая - каждый их понимает по своему, и почти всем более-менее нравится. А если пытаешься объяснить, что именно понравилось и почему (измерить позорной алгеброй, так сказать, гармонию), получается такая вот ересь, как в моих предыдущих письмах на эту тему.

> ... На
> самом деле, обзывай меня чайником, обвиняй в
> невпиливании, только потом СКАЖИ ОТКРЫТЫМ
> ТЕКСТОМ - на в куда идет ссылки из дневника
> Менина???

Ссылка идет не "куда". Ссылка, по-моему, дана именно для "шибко умных". Для тех, кто считает, что знает все на свете. Он, конечно, поймет - куда идет эта ссылка. Может даже, у него хватит ума придержать свое глупое мнение при себе.

(Но все-таки - нет, имя я не скажу, боюсь, что всем уже надоел с этим именем, но неужели тебе этот "заговор приматов против духа", или как там, не напоминает выдержку из весьма известного, очень многотомного мистико-философского трактата?)

> ЦИКЛ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕН!!!! Причем продолжение будет
> повеселее, больше в стиле первых 2 книг. И
> это неплохо. ИМХО.

А подробности? Герой-то кто? Самому Максу, кажется, уже не до веселья...

Таки вс¸.


05/05/98
А как там...

Здравствуйте!

Вот и май месяц на дворе. Скажите, господа приблеженные к сэру Максу: как там "Рагнарек" поживает? И, если как-то все же поживает, ждать ли его в мае, или не стоит?

С уважением, Игорь.

(Пожалуй, это единственное сообщение, котороя я хотел выкинуть... Но так как оно единственное... :)
Lion


06/12/98
Необходимый комментарий

Здравствуйте!

Так как мудрейший человек, раскрывший заговор, уже умер от перегрева мозга (есть мнение, правда, что и на момент написания письма он был несколько не в себе), отвечать за его эскападу придется мне.

> Не понял - их, они, вы - а вас минует чаша
> сия? Судя по знанию текста книг, вы явно прочли
> их все, или я не прав? Если я прав, то все-таки,
> почему их??

Потому что кое-кто, осознавший масштаб угрозы, уже подготовил оборонительные позиции. Это, как говорится, первое. Во-вторых же, не всякий прочитавший будет пойман. Ознакомьтесь хотя бы с многочисленными выступлениями на эту тему здесь. И "Санта-Барбара для интеллектуалов", и много, много других лестных эпитетов... Надежными щитами от захвата иллюзорным миром являются: твердый социальный статус, семья, дети, религия, и пр. А также неграмотность.

> Или в этой теме появился второй
> Вершитель? Так объявите об этом, чтобы все знали!

Никаких объявляений, претензий, и прочего барахла - но по свидетельству компетентных источников, в Мире Паука Вершителей - как блох на собаке.

> И расправы можете тогда не бояться (если конечно
> это не шутка) энергетической.

Не шутка. Он никогда не шутит.

> А может пусть
> каждый сам выбирает свой Путь?

И это правильно!

С уважением, Игорь.


06/13/98
"...вообще-то мы здесь едим таких, как ты..."

"Очень хорошо, что тебя посещают и такие опасения: самый безумный вымысел в любой момент может оказаться единственной реальностью, оставшейся в твоем распоряжении..."

"Вершитель"


06/18/98
Здравствуйте, несмотря ни на что!

> Для начала хочу
> вас успокоить - я все еще жив и нахожусь в
> здравом рассудке и твердой памяти, чего и вам
> желаю :)

Я чегтовски за вас рад. :-)

> Теперь на счет вашего сообщения.
> Человек, который говорит - "я все понял" обычно
> находится далеко от истины.

То есть вы считаете, что эта самая "истина" все же где-то есть, да? Но не все ее знают? Да?

> Так не кажется вам дорогой
> друг, что вы сами съедаете себя злобой? В конце
> концов я еще не видел костей "фраернутых", да и
> есть ли они? Я себя таким не считаю - мне просто
> нравится этот писатель, а не обнаружив его
> странички в интернете - я ее создал.

Фрай фраерски велик. Это да. С этим согласен. Но - по-моему, и поругаться, позлобствовать иногда не грех. Как это сделал наш анонимный мыслитель, светлая ему эта... память.

>... И
> вообще, у нас появляется все больше и больше
> отличных российских писателей фэнтезистов и меня
> это очень радует. А вас?

Неимоверно! Радует. Но Фрай, по-моему, не подпадает под эту закономерность. Мне кажется, он находится вне всяких закономерностей, классифиаций, и прочего добра. От.

PS Кстати, весьма уважаю вашу страницу. Как, впрочем, и не вашу. Сильно сделано. Сильно и стильно.

PPS Если, конечно, вы - тот Лев, коим желаете выглядеть...

С уважением, Игорь.

(Вот уж кто во все впиливает... Темные Магистры, да по сравнению с этим парнем, я чувствую себя серобурмалиновым головастиком (хотя, на самом деле... я желтый головастик)! :)))
Lionard


06/17/98
Гм...

> А не кажется ли вам, что вся эта "фрайская
> опупея" не более, чем игра, которая страшно
> затянулась.

Ой! Срывание покровов! Я был твердо уверен, что все это СМЕРТЕЛЬНО СЕРЬЕЗНО, и тут... Нет... Игра...

А вообще-то, по моему, это ваше определение замечательным образом подходит к жизни в целом.

> Добавлю, игра начиналась "за
> здравие", а кончается "за упокой"...

Вы не могли бы... э-э-э... поразвернутей как-нибудь? Кого, собственно, хороним?

> И как бы,
> действительно, в этой "военной" игре не оказалось
> настоящих покойников и парочки скелетов в шкафу.

А что - знаете, не дурно было бы. Трупики-скелетики (чужие) - явление полезное. Чертовски дисциплинирует!


06/18/98
Такие дела...

> Совершенно согласна! Более того, мы даже написали
> статью, в которой "фрай-ерство" рассматриваем как
> социокультурное явление.

Ой мне! "Социукультурное явление"! Не сразу и дотумкаешь, о чем речь! А если с-серьезно: оно вам надо? Позориться-то? Я вот решился было для "Если" по этому поводу статейку сделать, затем подумал... Решил - не буду я позориться. Ни к чему мне это. Не о чем писать. Фрай в своих произведениях выходит за пределы человеческого - и не всякому человеку, замороченному своими смертельно важными проблемами, это видно, - а я в своей статье выйти не сумею. Да и вы, боюсь, тоже.

Кстати, вот вопрос такой: какой же это сущности Макс в финале "Рагнар¸ка" пасть порвал? Уж не.. Нет, руки не поворачиваются... Ой... Написать страшно...

> Это типичный продукт праздного блудомыслия
> образованных, сытых, взрощенных на добротной
> литературе, авторов. И, заметим, в борще, который
> они варят, есть все, а вот души нет.

Если творчество Фрая не вызывает у вас душевного резонанса - это ничего не говорит о предмете обсуждения. Это говорит только о вас.

" От реальности не убежишь. От нее и не надо бежать, с ней надо сражаться. То есть, если имеющаяся в наличии реальность человека устраивает, он или философ, или дурак. Второй случай, к сожалению, более распространен. " М. Фрай. Интервью (со страницы Lion'а)

О как.


06/20/98
Конец одного обеда, начало другого?

Здравствуйте.

> Таинственность автора зато стала понятна .. если
> уж Иуда сталкер, а граф Дракула фанатик
> Тенсегрити, то автор сами знаете кто

По-моему, таинственность автора стала понятна после первой же книги... Ну уж после второй - наверняка.

> ...а вобще на мой взгляд перебор, если бы
> не Иуда книга мне бы больше
> понравилась

А что, вполне изящное решение, на мой взгляд. Нельзя же было совсем обойти эту тему - странно было бы не упомянуть один из самых популярных мифов. И вместо того, чтобы выдумывать что-то умное и серьезное (как тьма писателей до них), авторы решили проблему, что называется, в лоб. Сталкер - и все. Никаких вопросов. По-человечески говоря, "они просто прикалывались".

Кстати сказать, очень уж мне понравилось отношение Петра к действиям Иуды... Весьма в духе.


06/23/98
Видим то, что можем видеть

Здравия желаю!

> Как прикол проходит - я не спорю. Но Игорь,
> представь себе человека который не читал
> КК.... Сидит он и думает "-За каким
> интерсно хабаром Иуда поперся к Пилату"_BR_

А не будет он сидеть и думать! Делать ему больше нечего... Мне от чего-то кажется, что все эти отсылки у Фрая - дело весьма ненавязчивое. То есть у человека, не знакомого с работами нашего дорогого покойника, это вызовет секундное недоумение - и не более того. Функциональной нагрузки эта байка не несет, а для особо дотошных в конце книги есть маленькая такая ссылочка по поводу того, кого стоит читать для разъяснения теримина, а кого - нет. Правда, здесь уже я не понимаю - зачем?

А вообще всяких таких аллюзий в работах Фрая просто море. Видим знакомое, пропускаем незнакомое. Как всегда, впрочем.


06/18/98
Ха-ха-ха!

Здрасте.

> Но предмет для
> восхищения есть - это маркетинг книги и автора.

Точно. Если кто-то безупречен - он безупречен во всем. В частности, в области маркетинга.

> То же относится и к таинственной
> личности автора - рассчитано на тинэйджеров,
> которым собственно и адресован убогонький текст.

Текст адресован не тинейджерам, а пресловутым "пожилым мальчикам, которым надо к доктору" (копирайт - сам понимаете, чей).

> Вот
> здесь Фрай и его издатели пожалуй не знают себе
> равных в современной российской фантастике.

А где, Олег, они их знают?

С уважением, Игорь.


06/25/98
Ага!

Здравствуйте!

Как любопытно сверять впечатления... "До Фрая" и "после"? Ну, как-то это слишком уж очень черезчур категорично. Есть и другие мнения. Причем мнения правильных людей (то есть тех, кому Фрай устойчиво нравится). Вот. По моему, Фрай действует мягко и плавно. Не так, чтобы молотком по башке. Возьмем, к примеру, отцензуренный отзыв Олега Лазарева. Мне было очень весело его читать, поскольку после прочтения первых двух книг у меня осталось именно такое впечатление. Ну слово в слово. Слащавая поделка, совершенно незачем читать. А потом... В голове что-то осело, а затем как-то незаметно проросло. И теперь, конечно, я и сам готов топтать инакомыслящих. Фрай фраерски велик!

>...А одна моя знакомая дама -
> психотерапевт прописывает читать Фрая своим
> пациентам в случаях депрессии.

Гм... Бедным носителям депресии остается только посочувствовать. Книги Фрая абсолютно бесчеловечны (и это прекрасно!), что вряд ли придется по душе унылым меланхоликам, которым только и надо, чтобы их пожалели...

> ...что же это должно быть у человека в
> голове, чтобы он прочитал "Власть несбывшегося"
> и заявил, что ему "скучно"?

Может быть, они читали какую-то не ту "Власть несбывшегося"? Или как-то не так? Или они сами... Гм...


07/01/98
Мудреные размышления, лишь в малой степени касающиеся Фрая

Здравствуйте!

Коль скоро речь зашла о играх, было бы небезынтересно провести некую разделительную черту. При этом все, что останется по левую руку, будет игрой, "Санта-Барбарой" и мыльной фраерщиной, справа же расчленитель будет наблюдать вещи серьезные, исполненные глубокого смысла и непревзойденной художественности. Правда, серьезность - палка о двух концах: все мы помним определение Свифта, согласно которому человек наиболее серьезен и преисполнен важности в момент... Впрочем, неважно.

Итак: серьезность. Предельно серьезные мужи и дамы складывают Великий Храм Культуры, тщательно, кропотливо, кирпич за кирпичом. Прихожанином может стать каждый не слишком глупый человек, сумевший среди извилистых тропинок отыскать свою дорогу к Храму. Не зарастающую, естественно. За отдельную плату - отыщет.

К вопросу о плате мы еще вернемся, теперь же рассмотрим противоположный, если не противный, полюс. Там окопался непонятно кто, непонятно как, и непонятно зачем. Не дождется алкающий культуры обыватель семени Разумного, Доброго, и Вечного; никто не заронит в его душу возвышенное чувство. Игра и есть. Не о чем говорить.

Таким образом, приоритеты прояснились, цели соотнесены со средствами, и дело, в общем-то, за малым: провести эту самую границу. Что ж, давайте попробуем.

С крайними положениями все более или менее ясно: с одной стороны игривые выскочки, с другой - предельно серьезные, осознающие собственную значимость в общекультурном процессе Творцы. Это да. Это так. Это, можно сказать, безусловно. Но... А мы-то где в этом потоке?

Невоспитанный человек не полез бы в карман за ответом, но мы, конечно же, поступим по-другому. Давайте-ка попробуем найти хоть одну сферу обыденной деятельности, которая не подпадала бы под определение "игра". Ну-ка?

Самая невыгодная игра - это та, которая воспринимается всерьез. Эту игру навязывает нам природа: рождение, размножение, смерть. Дабы как-то разнообразить жизнь, суть которой - путешествие из одной дыры в другую (сущность дыр, пожалуйста, определите для себя сами), мы придумываем все новые и новые правила игры, в которую играем помимо своей воли. На каком-то из этапов победителем объявляется тот, кто имеет больше "денег", на другом - тот, у которого (или к которому) больше "любви", многие что есть сил пытаются упрочить свое "положение в обществе"... У каждого - свои заскоки. А тот немудреный факт, что промежуточные баллы на финише не засчитываются, люди почему-то предпочитают держать на периферии сознания.

Бывает, столкнешься взглядом со спешащим из ниоткуда в никуда прохожим, или заглянешь случайно в телевизор - оторопь берет. Неужели им действительно интересно во все это играть? Если да, то почему они такие скучные? А если нет, зачем же они продолжают это делать? Как тут не вспомнить Пелевина с его "Принцем Госплана" - дословно не помню, но как-то так: "Они притворяются, или им действительно интересно играть в эти трубы?".

Уж лучше, по-моему, играть в Ехо, в Средиземье, да хотя бы в эту присловутую "Санта-Барбару"... Смысла примерно столько же, зато как интересно! К тому же, у осознанной игры есть и другие преимущества. В частности, от нее всегда можно отказаться.

А в какую игру, интересно, играет некая дама, скрывающаяся под псевдонимом "olga"? Здесь, наверное, можно провести следующую аналогию: ребенок кидает палкой в осиное гнездо и с безопасной дистанции наблюдает за глупой суетой зловещих насекомых. Тоже в некотором роде увлекательно.

Вот так-то вот. Все - игра, кроме известного процесса, упомянутого Свифтом. Серьезными, настоящими, неподдельными, высокоидейными остались лишь те деятели, которые на протяжении тысячелетий возводят дворец из сковородок. Строят храм из мыльных пузырей.

Что же, дорога к Храму Культуры широка, ровна, и освещена неоновыми огнями. Вперед. Те, кому непременно хочется стать частью Культуры - пусть. Ну - не могут некоторые не быть частью чего-то там, неважно, чего именно, что ж им теперь... Только в частном порядке, пожалуйста. Потому что это действительно обходится недешево. Дороже, чем самая изощренная, самая бессмысленная игра.

С уважением, Игорь.


07/14/98
Кому как... А как?

Здравствуйте!

Что-то тихо здесь стало... Начинаем, кажется, обсуждать обсуждения... Когда нечего обсуждать, начинается обсуждение того, как надо правильно вести обсуждения... Нет, что-то надо менять.

Насчет "Рагнарека". Что-то публика уж очень на него ощетинилась. Куда ни глянь - везде ругань; способ выражения негодования варьируется в зависимости от разумности негодующего читателя, но суть практически одна. Не понравилось!

А по-моему, "Рагнарек" - просто вершина. Пик. Концепция обрела завершенность. Макс, живший в Ехо, оплевывавший всевозможных Магистров, великих и не слишком, как-то постепенно стал просто Фраем. Вс¸. И тем более удивительно, что его описываемые приключения на этом, оказываются, не заканчиваются. Не знаю, хорошо ли это.

Лишь в двух пунктах я согласен с предыдущими ораторами. Действительно - композиция романа хромает. Грубо говоря, ее нет вовсе. Не роман, а длиннющий рассказ. Впрочем, кто сказал - роман?

И - Боги Всеблагие. Как-то они не слишком-то очень. И Один у них неправильный какой-то. Каноны соблюдены, мифологическая достоверность налицо, но все же чего-то нехватает... Чего? Может, соответствия моим представлениям об Отце Побед?

Так или иначе, вышеуказанное может проходить разве что по разряду мелочных придирок. Впрочем, с другой, не знаю с какой по счету стороны, с Фрая спрос двойной...

Но все же - "Рагнарек" хорош. В плане художественном, концептуальном, идеологическом (не побоюсь этого жутковатого слова). Почти всесторонне. (Впрочем, надеюсь, найдутся люди, готовые оспорить это ренегатское "почти".) Черт побери совсем, ну не бывает же идеальных книг?

Или все-таки бывают? Или, чтобы только не сглазить, будут еще?

С пожеланиями, Игорь.


07/16/98
don't warry die happy (censored)

Здравствуйте!

Оговорюсь заранее. Все, что вы можете встретить ниже - бессмыслица, вздор, толченая в ступе вода и лягушачьи потроха. Бессмысленно объяснять, почему кому-то нравится яишница, а кто-то и от божьего дара рыло воротит. Но - точно также бессмысленна и вся остальная деятельность. Смысл - сущность иллюзорная. Не будем о нем.

Фрая обругали милым и безобидным. Это, конечно, так. Да не так. "Мы его любим не только за это." Где-то да. Где-то нет. Полсотни страниц доброты и безобидности - и вдруг прорыв в Беспощадное, волосы вздыбливаются на загривке. Нечеловеческая эта доброта. Бесчеловечная. Отчужденная. Превосходная!

Говоря о Фрае, нельзя не говорить о себе. Именно поэтому, наверное, обсуждения его книг идут себе, идут, рекорды все побиты в кровь и валяются в пыли, а колонна обсуждений следует своим путем. Со знаменами, трещотками и барабанами. Говоря о Фрае, надо говорить обо всем сразу, и это здорово мешает.

Приходится говорить по лягушачьи - прыгая с одной кочки на другую. С чисто литературной точки зрения, на мой подслеповатый взгляд, Фрай не представляет собой ничего ТАКОГО. Можно читать. Можно не читать. Можно хвалить, можно пожимать плечами. "Бывают и просто сны?" У кого бывают, а у кого и нет. Дело вкуса. По-моему, простые сны отупляют.

Фрай - явление не только литературное, но и мироззренческое. Никаких Больших Букв. Никаких либеральных рефлексий по поводу и без оного. Просто - есть жизнь, которую, наверное, стоит попробовать прожить так, чтоб чертям тошно стало. Можно и не пробовать. Никаких ограничений. "Завтра улечу в солнечное лето, буду делать все, что захочу."

Но Фрая мы любим не только за это.

Его ругают и хвалят за полную и окончательную безконфликтность. Действительно. Макс не конфликтует даже с врагами. Он просто их убивает - без всякой вражды. Никакой патетики. Многим это чуждо. Но - как может конфликтовать с кем-то человек, осознавший свою абсолютную незначимость? Конфликтовалка атрофировалась.

А конфликт все же есть, но масштабы его столь значительны, что его не очень-то видно. Конфликт "бытие-сознание". Конфликт "жизнь-смерть". Дай бог всем отрешиться от мелочных дрязг, чтобы сосредоточить свои силы на самом главном (и, по существу, единственном) конфликте своей жизни!

Но сколько разных приятных мелочей я пропустил! Например, магические упражнения сэра Макса! Не то, что именуется "очевидной магией", и представляет собой, по-моему, изящное издевательство над всякой фантазийной бредятиной - "сто какая-то ступень черной магии" - а магия настоящая, "неочевидная". Не знаю, был ли таков замысел, или это получилось само собою, - но у заинтересованного читателя при знакомстве со многими магическими опытами Макса возникает стабильная иллюзия узнавания. Например, мне кажется, что я понимаю, "с чего писался Хумгат", (смешно, правда?), и даже почему в нем действительно невозможно говорить... Иллюзия, наверное, но - приятная и достоверная.

Но для того, чтобы все это почувствовать, необходимо "впилить" (иначе не скажешь) в концепцию всей этой "фраерщины". Концепция, что бы не утверждали недоброжилатели, там есть. Причем совершенно непротиворечивая. Стоит только впилить - и становится ясно, что в книгах Фрая нет ничего лишнего. Кое-что недосказано, но лишнего нет ни слова. Все подчинено общему... (хотел сказать - замыслу, но это было бы слишком сложно). Не замыслу. Далеко не уверен, что замысел такой вообще присутствовал. И если концепция сформировалась сама собой, это вообще чудесно. Впрочем, что я понимаю.

В рамках этой концепции объясняется и совершенно неадекватная реакция некоторых граждан, которым Фрай не понравился. Не будем говорить о том отзыве на "Третей Силе" - писал его известный дурачок, и пусть он разбирается со своими проблемами сам. Возмущение же менее запущенных читателей я бы объяснил эффектом "ложного узнавания". С одной стороны - обычная фантазня, "с подвыпившими колдунами", с другой - что-то все же проглядывает такое, непривычное, может быть даже вредное... Давить! В какой-то фидошной конференции Фрая обвиняли в отсутсвии гуманизма и вообще человечности. Ну не снятся ему те, кого он убил, и аппетит у него не портится после убиения десятка-другого невинных младенцев... "Комик ругал трагика: не смешон."

Предвижу возражения: "Что ты метешь, нету ничего в твоем Фрае - сполшная жратва и все!" Может быть. Все что угодно может быть. Но те, кто воспринял Фрая именно таким образом, нипочем не станут лезть в драку, пусть даже в виртуальную. Им это просто не интересно. Я, например, прочел множество совершенно пустых (в худшем смысле этого слова) книг, и мне абсолютно не хочется их ругать. Впрочем, опять я о себе...

С пожеланиями, Игорь.


Вы сами понимаете, что это не..... :)

http://sf.convex.ru/gromov/rec2.htm
http://rema.ru/komment/vadvad/LIT/nikonov/pn.asp
http://chat.radio-msu.net/~art/chat/people/all/1405.html
http://www.kppublish.ru/arch/15/zhizn.html (http://dagateway.mft.ru/arch/15/zhizn.html)


 

(c) Игорь Лебединский, 1998
Design by (c) Lion Research Labs, 1998

All Rights Reserved.

Last Updated: 17 July 1998